понедельник, 16 мая 2011 г.

Анри де Монтерлан

В жизни каждого человека есть люди, повлиявшие на его становление, сделавшие его таким, какой он есть. Список таких людей не ограничивается, как правило, родителями и друзьями. Для меня таким человеком стал французский писатель Анри де Монтерлан, чьи дневники я прочитал в нежном возрасте 21-22 лет. И хотя сейчас влияние Монтерлана на меня уже сошло на нет, я все же считаю, что он вполне заслужил статьи в русскоязычной Википедии. С целью написать эту статью в феврале этого года я создал группу в Вконтакте, где попытался распределить полномочия по написанию статьи между ее участниками. Но поклонники творчества Монтерлана, которых в России меньше десятка, благополучно забили на оказались слишком занятыми. В итоге, борясь с непреодолимой потерей мотивации, необходимостью находить время между работой, личной жизнью и подготовкой поездки в Италию, я все же написал эту статью в одиночку. 
  
МОНТЕРЛАН, АНРИ ДЕ (Montherlant, Henry de), (полное имя: Анри-Мари-Жозеф-Фредерик-Эспедит де Монтерлан), (Henry-Marie-Joseph-Frédéric-Expédite), (1895–1972), французский писатель, драматург.   
Ранние годы
Родился в Париже, в квартале Нейи, 20 апреля 1895 г., в буржуазной семье, купившей дворянство в середине 19 века. Получил начальное образование в школе святого Петра. Затем поступил в католический колледж Святого Креста, откуда был отчислен в 1912 году.
В тот же период Монтерлан увлекся корридой, посетив в 1909 году бой быков в Байонне. Уже через год он отправляется в Бургос, где берет уроки корриды.
Писать начал в возрасте 10 лет, посвящая этому занятию от 5 до 6 часов в день. В ранний период своего творчества испытывал сильное влияние романиста и политика Морриса Барреса, известного своими националистическими взглядами.
В начале Первой мировой войны Анри де Монтерлан не был призван на фронт, так как имел освобождение от воинской службы из-за проблем с сердцем. Однако используя светские и родственные связи свое бабушки – Маргариты де Риансе – он добивается своего отправления в военную школу, а затем, в начале 1918, и в прифронтовую пехотную часть. Непосредственно в боевых действиях не участвовал, однако получил осколочное ранение в ногу во время учебных стрельб. После выздоровления был прикомандирован к штабу американских войск в качестве переводчика.


Даже на военной службе Монтерлан находил время для литературной работы

1918 -1945 годы
После войны начинается литературная карьера Монтерлана. В 1919 году в журнале «Нувель ревю францез», которым руководили Жак Ривьер и Андре Жид, были опубликованы фрагменты эссе Монтерлана «Утренняя смена».
В 1922 году публикуется один из первых романов Монтерлана «Сон». В отличие от многих современников, которые писали о войне как о катастрофе, Монтерлан в своем романе романтизирует войну и видит в ней сходство с гомеровской «Илиадой».
В последующих романах, таких как «Олимпийцы» (1924 год) и «Бестиарии» (1926 год), представлены темы спорта и корриды. И если «Утренняя смена» нашла одобрения католического крыла французкой литературы, представленного такими фигурами как Ф.Мориак и П.Клодель, то «Олимпийцы» и «Бестиарии» позволили говорить критикам об обращении Монтерлана к язычеству.
В 1925 году Монтерлан предпринял путешествие по Испании и Северной Африки, повторив маршрут Барона и его Чайльд-Гарольда. Алжир на долгие годы станет вторым домом для Монтерлана. Он будет ездить туда регулярно на протяжении 1930-ых годов. В 1932 году Монтерлан создает 800-страничный роман «Песчаная роза», направленный против французской колониальной политики в Северной Африки. Однако автор отказывается от его публикации по политическим соображениям. Антиколониальная тема в тот момент активно эксплуатировалась коммунистами, которым Монтерлан не хотел подыгрывать. Полностью роман был издан лишь в 1969 году.
Примерно к тому же периоду относятся эссе «У фонтанов желания» (1927 год), «Маленькая инфанта Кастилии» (1929 год), «Одинокий путешественник – дьявол», объединенные в цикл «Загнанные путешественники», а также цикл эссе «Священная Испания». Герои этих эссе – отстраненный наблюдатель, размышляющий в большей степени, чем участвующий в происходящем.
1930-ые годы ознаменовали новый этап в творчестве Монтерлана. Вернувшись из Алжира в Париж в 1934 году, он пишет и издает роман «Холостяки» и тетралогию «Девушки», состоящую из романов «Девушки», «Жалость к женщинам», «Благородный демон», «Прокаженные» (1936-1939 годы). Главный герой романов – писатель Пьер Косталь. Сюжет строиться вокруг отношений писателя и его поклонниц. Критика назвала эти романы «антифеминистскими». Симона де Бовуар посвятила критическому анализу прозы Монтерлана целую главу («Монтерлан и хлеб отвращения») в своей знаменитой книге «Второй пол».



В конце 1930-ых – начале 1940-ых Монтерлан обращается к общественно-политической ситуации во Франции. В двух своих эссе «Июньское солнцестояние» (1938 год) и «Сентябрьское равноденствие» (1941 год) он упрекает своих соотечественников в неспособности управлять великим государством и, тем самым, косвенно оправдывает немецкую оккупацию. Позже, после освобождения Франции Монтерлана попытаются привлечь к суду за эти высказывания как коллаборациониста.
В 1940 году, во время так называемой «странной войны», Монтерлан по собственной инициативе отправляется на фронт в качестве военного корреспондента журнала «Марианна». Пережив разгром и позорное отступление французских войск, Монтерлан оказался в районе города Виши, на юге Франции, где обосновалось марионеточное правительство маршала Петена. Монтерлан, однако, не пожелал сотрудничать напрямую ни с вишистами, ни с Сопротивлением, предпочтя позицию «над схваткой».
В тот же период начинается драматургический этап в творчестве писателя. В разгар войны была написана пьеса «Мертвая королева». За ней последовали «Малатеста» и уже в 1945 году «Магистр ордена Сантьяго», «Пор-Рояль» и другие. Все они связаны со средневековой тематикой, что позволяла избежать политической ангажированности. «Мертвая королева» была поставлена на сцене Комиди Франсез в декабре 1942 года и стала большим событием театральной истории времен оккупации.
Поздний период
После освобождения Франции Монтерлана пытались уличить в сотрудничестве с оккупантами, однако доказательств тому найти не удалось. Но на протяжении нескольких лет произведения Монтерлана находились под негласным запретом к переизданию. Лишь в 1950-ых годах Анри де Монтерлан начинает вновь издаваться. В 1956 году выходят его дневники за период 1930-1944 годов. В них Монтерлан предстает тонким психологом, отстраненным наблюдателем собственной жизни. Круг тем его записей сосредоточен на зарисовках и размышлениях о любви, счастье, наслаждениях, женщинах, писательской сфере и военном героизме.
В 1960 году Анри де Монтерлан был избран во Французскую Академию. Девять лет спустя он заканчивает роман «Мальчики», над которым работал чуть ли не всю свою писательскую карьеру. Последние романы Монтерлана («Хаос и Ночь» 1963 года и «Убийца – мой хозяин» 1970 год) посвящены темам старения и смерти.
Анри де Монтерлан всю жизнь жил один и с приходом старости стал бояться зависимости от других людей. В последние годы жизни он начал терять зрения. 21 сентября 1972 года писатель покончил с собой. В предсмертной записке она написал: «Я слепну и убиваю себя». Могилы Анри де Монтерлана не существует. Его прах, согласно завещанию писателя, был развеян на римском Форуме.


Интересные факты:
·   В Париже существует площадь Анри де Монтерлана. Она настолько мала, что не отмечена ни на одной карте. Однако, на здании музея Орсе видна табличка. Дата рождения писателя на табличке указана с ошибкой (1896 год, вместо 1895).
·    В середине 1920-ых годов президент Франции Гастон Думерг, невзирая на протесты со стороны защитников животных, подписал постановление, разрешающее умерщвлять быков на бескровной прежде французской корриде. Монтерлан посвятил ему свой роман «Бестиарии» и открыл своим выступлением весной 1926 года первую корриду в Париже. Это было одно из немногих публичных выступлений Анри де Монтерлана.
·    Осенью 1926 года Монтерлан, будучи в Испании, захотел поупрожняться в бое с быками. В результате он был ранен, рана составила сень сантиметров в длину. Поскольку на патсбище в тот момент никого не было, Монтерлан был вынужден сам сделать себе перевязку и без чьей либо помощи добираться до людей.

Копипаста возможна, только делайте ссылку на журнал