Мои отношения с видеоартом не сложились. Изобразительное искусство, поэзия, проза, перформансы - все это еще я могу понимать. Но вот видеоарт... Я как-то делал одну попытку приобщиться к этому виду творчества, но не назову ее очень удачной.
Но ведь каждый имеет права на вторую попытку, да? Именно поэтому в минувшую пятницу я поехал на открытие фестиваля "Видеоформа". Фестиваль проходил (теперь уже "проходил" - вчера закрылся) в Центре современного искусства имени Курехина - это здание кинотеатра Буревестник в районе Детской улицы Васильевского острова.
Темой фестиваля была заявлена "Нетерпимость", что само по себе уже настраивало на нужный лад.
Но ведь каждый имеет права на вторую попытку, да? Именно поэтому в минувшую пятницу я поехал на открытие фестиваля "Видеоформа". Фестиваль проходил (теперь уже "проходил" - вчера закрылся) в Центре современного искусства имени Курехина - это здание кинотеатра Буревестник в районе Детской улицы Васильевского острова.
Темой фестиваля была заявлена "Нетерпимость", что само по себе уже настраивало на нужный лад.
Как и было обещано в программе, все началось с перформанса дуэта "Технопоэзия", сотоящего из поэта и исполнителя Романа Осьминкина и музыканта Антона Командирова.
Я был готов к тому, что Осьминкин будет раздеваться. Накануне в его ЖЖ, называющемся "huy znaet", я уже видел работу под название "ПОЭТ/и/ли СУКА". "Удаленное с youtube видео" - доверительно пояснял нам автор. Я, скажу честно, несколько колебался с тем, размещать ли это видео здесь, но все же решил разместить. Не сочтите за гей-порно.
поэт и/или сука from osya on Vimeo.
После выступления (Роман исполнил еще несколько техно-поэм, лирический герой одной из которых был педофилом), я подошел к полуголому исполнителю и, напомнив ему об этом видео, спросил, удалось ли ему определиться с тем, кто он. Оcьминкин ответил примерно следующее:
- Это концептуальное видео. Оно о том, что поэт всегда находится в пограничном состоянии. Видео не имеет ко мне отношение как к человеку. Как поэт, надеюсь, что не смогу ответить на этот вопрос никогда.
Я не стал спрашивать Романа, что именно он хотел сказать своим сегодняшним перформансом, учитывая, что, за исключением странного (но вовсе не экстравагантного) костюма, его выступление ничем не отличалось от обычной эстрады. (Может кто-нибудь укажет на тексты. Но тексты, господа, давно уже никто не слушает, не читает).
По завершению перформанса зрителей пригласили в зал, где участники фестиваля вышли на сцену.
Традиционные вступительные слова организаторов и участников. Затем, когда из зала уже стали раздаваться нетерпеливые возгласы, начался сам показ работ. Сперва был показан фильм Харуна Фароки "О построении фильмов Гриффита". Поскольку, как я и предполагал, в открытых источниках этого девяти минутного фильма нет, я предусмотрительно снял его на мобильный телефон. Эксклюзив, так сказать.
поэт и/или сука from osya on Vimeo.
После выступления (Роман исполнил еще несколько техно-поэм, лирический герой одной из которых был педофилом), я подошел к полуголому исполнителю и, напомнив ему об этом видео, спросил, удалось ли ему определиться с тем, кто он. Оcьминкин ответил примерно следующее:
- Это концептуальное видео. Оно о том, что поэт всегда находится в пограничном состоянии. Видео не имеет ко мне отношение как к человеку. Как поэт, надеюсь, что не смогу ответить на этот вопрос никогда.
Я не стал спрашивать Романа, что именно он хотел сказать своим сегодняшним перформансом, учитывая, что, за исключением странного (но вовсе не экстравагантного) костюма, его выступление ничем не отличалось от обычной эстрады. (Может кто-нибудь укажет на тексты. Но тексты, господа, давно уже никто не слушает, не читает).
По завершению перформанса зрителей пригласили в зал, где участники фестиваля вышли на сцену.
Девушка с микрофоном - Анастасия Курехина, человек в оранжево шарфе - консул Нидерландов |
После этого фильма зрители стали свидетелями трилогии "...и Европа будет потрясена", режиссер Яэль Бартана. Не знаю как Европа вообще и Венеция в частности, где на последнем биеннале была представлена эта работа, а я действительно оказался слега потрясен увиденным.
Первый фильм под названием "Ночные кошмары" длится одиннадцать минут, на протяжении которых главный герой по имени Славик призывает, стоя на каком-то стадионе, 3 миллиона евреев вернуться в Польшу, после того как они покинули ее из-за событий Второй мировой войны и польского антисемитизма. Его выступления - настоящая политическая речь, которую он произносит со всем подобающим пафосом, сверкая хипстерскими очками. Это сложно слушать, но можно. Титры.
Польский сионистский орел Картинка: artpropaganda.ru |
Наконец третья, самая длительная (35 минут) и самая скорбная во всех отношениях часть. Славика убили злые враги (в фильме их не показывают, а о самом убийстве говорят мимоходом). Его хоронят,
Во время этой части люди покидали зал. Часть эта, кстати, называлась "Убийство" и, очевидно, имелось ввиду убийство зрителей. Я выжил, я не убежал, но почувствовал, что мое отношение к евреям и полякам немного переменилось.
После того как в зале зажгли свет